+7 (701) 280-73-30 Психолог
Запрос на расстановку от молодой девушки: «Хочу научиться защищать себя. Точнее, хочу чувствовать безопасность. Хочу ощущать соединение со своей внутренней силой, чтобы никому даже в голову не пришло напасть на меня».
Запрос звучит, как хорошая цель, ставим эту фигуру в поле. Заместитель стоит твердо, уверенно, с ровной спиной. «Здесь много силы» - озвучивает так он свои ощущения.
Приглашаем в поле заместителя клиентки. Заместитель на цель не смотрит. Клиентка реагирует на это сильным волнением, появляется тошнота и головокружение.
Прошу ее пригласить заместителя из группы на роль этого состояния. Ещё я прошу ее назначить причину того, что она не соединена со своей силой.
Эта причина становится на место бабушки по линии мамы. А состояние пристраивается рядом и показывает, что она хочет соединиться с причиной, озвучивая: «Я маленькая и хочу залезть в неё, чтобы спрятаться».
После этого причина одновременно с состоянием делают шаг вперёд в сторону заместителя клиентки, становясь на место мамы. У заместителя причины в этот момент очень доброжелательная улыбка, а глаза и лицо буквально светятся любовью. Заместитель девушки озвучивает, что ей не хочется, чтобы фигуры подходили: «Это не их место».
Что это даёт мне как расстановщику?
Во-первых, я думаю, что в истории клиентки есть ситуации, где её маленькую ругали или наказывали за проявление агрессии. Скорее всего, это делала мама, и доверие между дочерью и матерью нарушено. Хеллингер назвал эту динамику «прерванный поток материнской любви».
Защиту девочка искала у бабушки, и та на бессознательном уровне старалась заменить ей мать.
Я прошу добавить в расстановку фигуру мамы, и она подтверждает мои предположения. Фигура закрывает цель своим телом и театрально поднимает руки в стороны, как бы говоря «не пущу».
Я в поле выхожу как причина такого отношения мамы и ее страха перед агрессией дочери, стараюсь найти более глубокую причину. Ощущения приводят меня на место рядом с мамой, и это партнерское место, а значит, причины ещё и в отце девочки.
Я прошу свободного участника, и им оказывается мужчина, войти в поле на это место.
Я озвучиваю клиентке свою версию, и она подтверждает, что всё так и было.
Девочка конфликтовала с мамой и искала защиты у бабушки. «Она часто ругала меня по мелочам, и я сбегала к бабушке. Один раз подслушала их разговор, бабушка говорила маме, смотри, доведешь девчонку до суицида».
- «А какое отношение ко всему этому имеет отец?»
- «Папа очень властный. У него свое представление, какая должна быть семья, какая роль отводится для женщины. Он требовал от мамы покорности и меня хотел видеть воспитанной в духе традиций».
Получается, что муж давит на жену, а она, в свою очередь, давит на дочь. Цель благая - вырастить и воспитать достойную женщину, уважающую мужчину и старших, умеющую исполнять свои обязанности в быту. Только вот методы воспитания выбираются жёсткие.
Наблюдаю, что происходит между заместителями. Мама многозначительно с прищуром смотрит на дочь, следом указывая глазами на мужа. Теперь становится понятно, как мама давила на ребенка.
Уточняю у клиентки, мама часто говорила такие фразы: «Отец будет недоволен. Не кричи, папа поругает. А что скажет отец? Папа запретил, папа будет недоволен».
Моя клиентка соглашается и добавляет, «мама всегда в моих глазах создавала грозный образ отца».
Пока между нами идёт диалог, мы все наблюдаем, что происходит между супругами. Жена смотрит на мужа с большим почтением. Это чувство написано на лице, выражено позой тела. Глаза наполнены чувством.
Муж при этом выпрямляется и вытягивается вверх, его голова поднята, и глаза обращены в потолок, словно они смотрят в небо. Взгляд тоже наполнен большим почтением.
Эти фигуры нам уже показывают свое отношение друг другу и поле вокруг них очень эмоционально заряжено.
Мне становится любопытно, и я прошу их озвучить свои ощущения. Заместитель женщины говорит: «Для меня мой муж - это всё. Он главный и центр вселенной. Мыла бы ноги и воду пила», - смущаясь, добавляет она.
Заместитель супруга выглядит еще более значительным. Он говорит: «А я смотрю на Всевышнего, и в моём сердце звучит благодарственная молитва».
Эти слова еще больше вносят красоты в энергию этой пары. Я прошу свою клиентку увидеть эту энергию. Прошу обратиться к своим родителям, выразить им почтение, попросить их снять свой запрет на агрессию и заявить, что она возвращает себе право на свою силу во имя жизни как право защищать свою жизнь.
Действие этих слов произвело мощный целительный эффект, и я чувствовала разблокировку энергии, по ногам снизу вверх словно побежали мурашки.
Затем мы обратились с благодарностью к бабушке и сказали все необходимые расстановочные фразы.
За тем мы выстроили цепочку бабушка, мама и заместитель клиентки – это в системной работе называется женский поток, что восстанавливает правильную иерархию. И дальше обратились к фигуре симптома, который показывал нам на саму клиентку в детстве - внутреннего ребенка, как принято называть эту часть структуры личности в психотерапии.
Мы обратились к этой части и, указав на правильный порядок женщин в роду сказали, что так правильно. Проделано это было с целью поддержания правильного порядка в системе.
Следующим был очень интересный шаг. Я вывела заместителя клиентки из цепочки и поставила туда детскую часть для того, чтобы она питалась ресурсам женского потока. А заместителя девушки попросила посмотреть на цель - силу и ощутить, свободен ли путь. Заместитель легко и спокойно двинулась к цели.
Цель и заместитель объединились в пару, давая понять, что расстановка завершается удачно.
Клиентка смотрела на это движение и выглядела довольной. «Я по-другому чувствую свои ноги, они стоят очень уверенно», - с улыбкой заявила она.
Автор: психолог Пилипчук Ольга