+7 (701) 280-73-30 Психолог
ЕНТ. Эти три буквы вызывают разные чувства. Не только у детей, но и у взрослых.
Причем в разные школьные годы степень этих чувств имеет свой диапазон. От минимума, когда ребенок еще в младших классах, и до максимума, когда ЕНТ уже в этом году и стремительно приближается с каждым днем.
И мало кто задумывается и понимает, что детям во сто крат тяжелее, чем родителям.
Очень часто детей настраивают так, словно после ЕНТ нет жизни.
Какими словами можно объяснить ребенку, что это лишь первый серьезный экзамен?
Я бы предложила ребенку пофантазировать и представить, как его жизнь будет устроена через 5 лет, 10, 20 лет. Какие важные события могут произойти в его жизни? Это обязательный пункт, с которого я начинаю коррекцию тревожного состояния и неврозов, связанных с предстоящим ЕНТ.
Как правило, дети рассказывают о своих планах: о поступлении и учебе в институте, об его окончании и получении диплома. Все до единого мечтают встретить свою любовь, обрести вторую половинку, создать крепкую семью, родить детей, нянчить внуков.
Эта простая процедура помогает ребенку осознать, как еще много важных и волнующих событий будет в его жизни. Затем я прошу задуматься, сможет ли он все это реализовать, если вдруг получит низкие баллы по ЕНТ. В 99% дети отвечают - СМОГУ!
И действительно, любой человек может иметь работу по душе, создать семью и быть счастливым, даже если он не смог быть в числе лучших. Разве на настоящую любовь могут влиять низкие баллы, неудачи и поражения?
Этот же вопрос я очень рекомендую задать каждому родителю самому себе. Каждый ребенок очень ждет, когда его мама и отец скажут:
«Независимо от твоих побед или поражений я буду любить тебя всегда. Если ты добьешься успеха, я буду радоваться вместе с тобой, если ты потерпишь неудачу, я буду печалиться или даже плакать с тобой.
Но любить я тебя не перестану никогда, потому что моя любовь не зависит от внешних условий. Я люблю тебя просто потому, что ты у меня есть, я люблю тебя, просто потому, что ты мой».
Рекомендации родителям
· Забудьте о прошлых неудачах ребенка, помогите ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
· Помните о прошлых успехах Вашего ребенка и возвращайтесь к ним, а не к ошибкам.
· Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо".
· Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
· Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на ЕНТ, и не критикуйте ребенка после.
· Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
· Учитесь договариваться с детьми. Требуя, Вы потерпите фиаско. Можно мотивировать тем, что если ребенку удастся поступить на грант, сэкономленные деньги он сможет потратить на осуществление своей мечты.
Рекомендации педагогам
· Постарайтесь помнить о том, что ребенок, хоть и маленький, но уже ЧЕЛОВЕК. И ему присущи такие же переживания, как и взрослым, а иногда намного острее.
· Дети чутко чувствуют фальшь и недоброе к себе отношение. Потерять доверие и уважение ребенка очень легко, а заслужить очень сложно. Остановите себя в тот момент, когда Вы начинаете раздражаться и уже готовы кричать, что все ученики бездари и тому подобное. В этот момент Вы делаете с детьми очень страшные вещи. Вы оцениваете их, и эта оценка пропечатывается не в классном журнале, а в детской душе, в детской психике. И в стрессовой ситуации, которой бесспорно является ЕНТ, Ваша оценка как подножка сбивает этого ребенка. Да что там ЕНТ, сколько людей отказываются от своего успеха и шикарных возможностей, потому что подцепили в детстве эти негативные оценки, и в их голове звучит "Ты плохой. Ты бездарь, ты ничего не умеешь".
· Очень много детей сетуют на то, что постоянные напоминания о ЕНТ и сложных тестированиях создают напряжение и ощущение, что как ни старайся, все равно ничего не получится. И это подкрепляется ситуациями, когда у ребенка спорные оценки, а учитель, несмотря на усилия ребенка, ставит более низкую оценку. У ребенка формируется убеждение - сколько бы я ни старался, все равно будет плохо. Соответственно - зачем тратить силы?
Ко мне обращается очень много выпускников перед ЕНТ. Но часто расписание настолько нагружено уроками и многочисленными репетиторами, что на психологическую подготовку времени не остается. Это неразумно. Есть дети, которые сколько бы ни прикладывали усилий, все равно все забывают. И дело не в памяти, а в психотравмах или в чрезмерном перенапряжении психики.
Помню несколько ярких случаев. Мальчика привели родители. Отличник, говорит на нескольких языках, учится в турецком лицее. Очень ответственный, зубрит днями напролет. Предстоит какой-то важный экзамен по английскому. Чем ближе дата, тем сильнее нервничает, стал забывать темы, на которые отвечал без запинки. От постоянного напряжения началось эмоциональное выгорание и нервное истощение. Потребовалось очень много сил убедить родителей, что бы перестали перенапрягать ребенка.
Или мама приводила десятиклассницу. В течение полугода у девочки развилась стойкая мигрень. Когда стали разбирать психосоматику, девочка ярко описывала ощущения давления и тиски в области головы. Мы вместе с ней сделали расстановку на симптом и выставили ее фигуру и фигуру этих давящих тисков. Затем последовали определенные вопросы, которые очень ясно давали понимание, что давит мама. Исследуя причину, девочка осознала, что мама на нее возложила большие надежны. И ее успехи в одиннадцатом классе - это для девочки возможность поступить в престижный институт ближнего зарубежья, а для мамы - возможность переезда на историческую родину. Мигрень стала развиваться от того, что ребенок был вынужден удовлетворять потребности мамы. Был организован откровенный диалог, и как только восстановилась иерархия в семейной системе, головные боли исчезли.
Почему иногда случается так, что подросток после неудачно сданного ЕНТ решает свести счеты с жизнью? Как предотвратить такой поступок?
На ребенка возлагаются повышенные ожидания. А их не оправдать иногда страшно, иногда стыдно. И лучше смерть, чем позор.
У меня был случай после неудачного суицида. Мальчик предпринял попытки через 2 года после окончания школы. Ключевым чувством, толкнувшим на этот шаг, был стыд. В таких сложных случаях стараюсь применять метод краткосрочной работы по Берту Хеллингеру. Выставляю в поле фигуру мальчика и фигуру стыда. Постепенно эта фигура начинает выдавать в поле разные реплики, суть которых сводится к следующему: "Ты не справился. Ты жалок, смешон. Мне стыдно за тебя. Теперь над нами все смеются. У тебя теперь нет шансов. Твоя жизнь закончена". Мальчик начинает рассказывать, что эти слова говорили ему реальные люди. Это и родители, и одноклассники, и односельчане, и любимый учитель. Получается так, что стыдили его не только родители, но и еще большое количество людей. А под стыдом было колоссальное чувство вины за то, что не оправдал ожидания семьи и односельчан. Ситуацию помогли выправить разрешающие фразы, которые применяются в этом методе.
Родителям будет полезно иногда задавать себе ряд следующих вопросов:
· Требуя от своего ребенка успехов и достижений, я забочусь о нем - или реализую свои нереализованные потребности?
· Не за счет ли ребенка я повышаю собственную самооценку?
· Не свои ли мечты исполняю, требуя у ребенка поступить именно в этот вуз и выбрать именно эту профессию?
Честные ответы существенно экономят силы, здоровье и психику детей.
Автор: психолог Пилипчук Ольга